ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ «БЕРЁЗКА» им. Н. С. НАДЕЖДИНОЙ

История ансамбля

Из истории.

Однажды Надежда Сергеевна увидела на старинной литографии хоровод: девушки держали в руках веточки берёзы. В этом изображении она нашла не просто интересную идею для танца, но и поймала свою «синюю птицу», изменившую всю её жизнь.

Первыми исполнительницами хоровода с веточками берёзы в руках стали молодые колхозницы Калининской области, участницы фестиваля сельских талантов.

Сразу же он полюбился и профессиональным танцовщицам. В июне 1948 года они в первый раз показали хоровод на площадке летнего эстрадного театра «Эрмитаж».

Московские зрители и пресса называли этот танец «Берёзкой», что и дало имя хороводу, а впоследствии и ансамблю.

И вот уже почти 80 лет этот чудесный девичий хоровод завораживает зрителей неким диковинным, неслышным, «плывущим» ходом.

И, кажется, целая берёзовая роща вдруг ожила, сдвинулась с места, предстала в своём праздничном убранстве. Каждое новое перестроение, новый рисунок заслуженно одаривался зрительской благодарностью. Усилия не прошли даром, искусство Н.С. Надеждиной оказалось понятым.

Хоровод «Берёзка» — визитная карточка ансамбля.

Русский девичий хоровод «Берёзка»
Постановка Героя Социалистического Труда, народной артистки СССР, лауреата Государственной премии СССР Надежды Надеждиной
Музыкальная обработка заслуженного артиста России Евгения Кузнецова
Художник по костюмам – заслуженный деятель искусств России Любовь Силич

Русский девичий хоровод «Берёзка» явился родоначальником не только ансамбля, но и нового стиля в русской сценической хореографии. Он неизменно вот уже более шестидесяти лет открывает программу всех концертов ансамбля и стал «визитной карточкой» коллектива.

Сущность нового стиля, созданного в ансамбле «Берёзка», заключается в синтезе народного танцевального фольклора и школы классического танца. Такой сплав дал возможность передать со сцены подлинную поэзию, внутреннюю силу и красоту русского народного танца. Однако, Надежда Сергеевна Надеждина никогда не занималась обработкой конкретных фольклорных подлинников.

Основой её творчества служит рождённый в народе художественный образ, независимо, где она его находит – в песне, частушке, поэтическом сравнении, в фигуре танца или в простой поговорке.

В хороводе «Берёзка» двадцать девушек (в настоящее время шестнадцать исполнительниц) в длинных сарафанах неслышно идут по сцене, «плывут» — говорят зрители.
Все статные, с горделивой осанкой, с каким-то особым ореолом внутреннего озарения. Льётся мелодия русской песни «Во поле берёзка стояла…» и зрители ощущает волнующую поэзию России с её безбрежными далями, берёзовыми рощами, с её красотой.
Необычность хороводу «Берёзка» придаёт совершенно своеобразная манера держаться, едва уловимая изменчивость мягких, женственных линий пластики танцовщиц, особая лёгкость и плавность поступи, удивительная певучесть, непрерывность движений. Заиграет музыка — и девушки, подобно статуэточкам, начнут передвигаться по сцене, выстраивать замысловатые фигуры. Но основным положением в этом танце является круг – это самая распространённая на Руси фигура хоровода, олицетворяющая солнце.

Удивителен до сих пор тот момент, когда девушки из угловых четверок и троек выстраиваются в единый круг, он и сегодня вызывает шквал аплодисментов. Ход «Березки» является некой тайной, которая бережно передается от старшего поколения к молодым артистам, но в строжайшем секрете держится от посторонних глаз.

Несомненно, одну из важнейших ролей в создании образа «Березки» играет сценический костюм.

Особый стиль хореографии, созданный Надеждой Надеждиной, требует создания и особого стиля костюма. Так же, как Надежда Сергеевна не переносила на сцену конкретные фольклорные танцы, так и художник по костюмам должен был создать совершенно новый образ, соответствующий задумке балетмейстера. Для хоровода «Берёзка» были изготовлены широкие красные сарафаны из тяжёлой ткани (ведь особый «плывущий» шаг должен был быть скрыт под специальной нижней юбкой и складками сарафана). Использование же лёгкой ткани могло помешать балетмейстеру добиться необходимого результата в техническом исполнении артистками особого шага и перестроений, смене танцевальных фигур, эффекта движущегося диска сцены. Под сарафаны надевалась белая блузка с кружевами и элегантным неброским орнаментом на рукавах. Раскрытию образа трогательной нежности и чистоты способствует бело-красная цветовая гамма, что издревле на Руси считалось воплощением радости, солнца, света, а на сцене становится своеобразным символом славянской старины, не нарушая при этом современности восприятия.

Образ девушек в этом хороводе ассоциируется с образом русской природы. На голове у девушек был надет жёлтый платочек, который олицетворял солнце (впоследствии головной убор сменялся на белый или красный небольшой кокошник). В правой руке — голубой платочек, как символ голубого неба, бескрайних рек и озёр.

Он будто оживает в процессе развития танца и танцует вместе с девушками. И, наконец, самый главный аксессуар в костюме хоровода «Берёзка» — это веточка берёзки. Тонкая и нежная, с трепещущими молодыми листочками. Тогда, в 1948 году, веточки в руках у девушек были натуральными. По прошествии лет веточки для этого хоровода изготавливались из искусственных материалов, что даёт некую мобильность, облегчает транспортировку реквизита при большом количестве гастролей ансамбля.

В наши дни костюм остался практически не изменённым: тяжёлый красный сарафан из шерсти, длина которого такова, что ноги артисток абсолютно не видны, и в этом заключается весь секрет; белая блузка с орнаментом и кружевным «окошечком» на рукаве; красный кокошник; голубой платочек в правой руке и зелёная веточка берёзки в левой. И, конечно, неповторимый взгляд исполнительниц хоровода!..

Этот номер до сих пор не потерял своей актуальности, именно он вызывает множество эмоций. Плывут девушки по сцене в хороводе, как будто огибают весь Земной шар и рассказывают языком танца о русской природе, о широте русской души и о женской нежной красоте.